Состоялся недавно мастеркласс по восточной каллиграфии. Провёл его замечательный корейский мастер Ким Чон Чхиль. Помогал процессу, а так же переводил директор Культурного центра Республики Корея в России Ян Мин Чон.

Очень понравилось, что, несмотря на то, что восточная каллиграфия скорее философия, чем письменность, много было рассказано и про процесс и про отличия от более привычной нам «западной». И, что главное, и про историю. В том числе и как менялись виды и письменности и некоторых иероглифов.

Интересное и главное отличие, как лично мне кажется, очень хорошо отражающее как раз разницу в подходе, это то что «европейский» инструмент твёрдый. Следовательно и бумага должна быть достаточно грубой. Восточная же каллиграфия выполняется кистью. И обязательное свойство бумаги  — впитывать тушь. При этом бумага совершенно не кажется рыхлой, словно промокашка. Такое вот интересное сочетание, с одной стороны прочности материала, с другой мягкости.

Не обошли вниманием и историю развития туши. Что, в общем то, логично. Процесс приготовления туши вполне неотъемлемая часть процесса. Иной раз создаётся впечатление, что если на создание работы требуется пару часов, то как минимум полтора из них, это подготовка рабочего места.

Но хватит, пожалуй, лить воду. Давайте взглянем на картинки.

1. Несколько работ мастера. Очень интересное сочетание русских букв вместе с корейским алфавитом.

2. Классический восточный стиль. В Японии, Китае и Корее очень много общего, потому как исток то один. Но со временем каждое направление «обросло» своими национальными нюансами, не утратив, при этом, общего стиля. Вот как данный пример — и не графика и не текст, вроде бы. Эдакая золотая середина.

3. Совершенно неожиданно, не зная творчества мастера появляется портрет Пушкина. На выставке представлен и Толстой.

4. Виктор Цой. «Виктор Цой жив! Ты навсегда останешься в наших сердцах. Твои песни не смогли изменить мир, но они изменили нас».

5. Ну и немного про мастеркласс.  Для начала нужно подготовить инструмент.

6. И естественно немного теории и истории.

7. Рассказ о том, как правильно держать кисть. На этой фотографии внимание к пальцам и захвату кисти.

8. А вот кисть в руках мастера в работе.

9. И помощь слушателям.

10. А вот результат. К сожалению не помню что именно написано. Мастер рассказывает как рас про содержание. В том числе и содержание работ восточной каллиграфии вообще.

11. Мастер за работой.

12.

13. Ну и небольшой бонус — немного шутливый портрет мастера.

Оставьте комментарий